5 ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ
Новости Севастополя по фактам журналистских расследованийВажное

Алые паруса надежд или рифы символизма

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»

Крылатое выражение

Поднимаемые ранее вопросы о значимости символа и образа не привлекли должного внимания ответственных лиц, принимающих важные для города решения[1]. И потому можем полагать, что, поднимаемая в этой статье тема, заведомо непопулярна. Заранее приносим свои извинения тем, кому популярность и обыденный здравый смысл дороже глубинной сути, рано или поздно ставящей живущих одним днём перед неизбежностью осмысления, для которых такой результат всегда является неожиданным. Что мы и наблюдаем теперь, возмущаясь очередным бездумным вмешательством в существующее знаковое историческое пространство Севастополя людьми без роду и племени, без исторического опыта и памяти о чужом для них прошлом.

Стремление привнести в современную жизнь символический праздник требует от авторов идеи осмотрительной осторожности, глубокого анализа и тщательной проработки каждой детали, поскольку язык символов не только разнообразен и богат, но и многозначен.

Языком символов, иносказательно, авторам удаётся передать дух и образ времени, преломляя призмой своего сознания, увиденное современное им состояние общества и многое-многое другое. И, благодаря человеческой природе, читатель, или зритель становится участником этого действия, воспроизводя то состояние в своей настоящей жизни, в чём и состоит великая сила искусства.

***

Свою феерию «Алые паруса» Александр Грин (Гриневский) создал в Петрограде в 1923 году, черпая романтические настроения и идеи именно здесь — на невских берегах, на Невском проспекте. Полагают, что Ассоль он увидел в образе незнакомки в сверкающем магазине на Невском, запечатлев его в памяти во время своего первого знакомства с Петербургом в 1906 году, а с капитаном Греем Грин отождествлял себя.

Повесть стала весьма популярна, благодаря одноимённому ей фильму 1961 года, ставшему кинодебютом Анастасии Вертинской, а его романтическая идея веры, надежды и любви с тех пор владеет умами молодёжи.

28 июня 1968 года, по инициативе выпускников Ленинградских школ, впервые состоялся праздник по сюжету произведения Гриневского, хотя официально праздник был проведён впервые лишь год спустя, в 1969 году. С этого времени праздник выпускников средних общеобразовательных школ «Алые паруса» был признан советским, а в последующем и российским. Отмечают его ежегодно в Санкт-Петербурге, как правило, в ближайшую к самой светлой белой ночи субботу, ориентировочно 18–27 июня, за исключением 22 июня. С 1979 года был большой перерыв — мероприятие не проводилось и начато заново в 2005 году уже под девизом: «Вместе с Россией!». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчёркивают те надежды, которые город возлагает на новое поколение, на талантливую и перспективную молодёжь, от которой зависит будущее Санкт-Петербурга и всей страны в целом. Музыкальным сопровождением праздника стал «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра из балета «Медный всадник»[2]. Это произведение впоследствии стало одним из музыкальным символов «Алых парусов».

Таким образом, произведение А. Грина «Алые паруса» стало символом поколения, вступающего в новую жизнь. Но символ, как нечто таинственное, требует осторожного с ним обращения. А используя символический язык, следует помнить, что «Всякий знак приобретает свою полноценную значимость только в контексте других знаков. Свой реальный смысл каждое слово получает в связи с теми или другими контекстами, которых может быть бесконечное множество»[3].

Символ (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности: миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним[4].

Основными чертами литературного образа-символа являются:

  • ассоциативность восприятия образа;
  • воспроизводимость переносного значения;
  • эмоционально-экспрессивная окраска;
  • многозначность трактования.

То есть, для того, чтобы символ сохранял свою природу, ему одинаково важны и его создатель, воплощающий в нём сущность описываемых символом явлений, и воспринимающая его сторона, восстанавливающая смыслы, сокрытые в символе. Исходя из этих особенностей, следует рассматривать каждый воспроизводимый элемент, каждую деталь и атрибут во всём разнообразии значений, выбирая преобладающие в общественном сознании стереотипы, формируемые сложившимися культурными традициями, с обязательной и поправкой на идеологические настроения или политический заказ.

Принято считать, что произведение Александра Грина «Алые паруса» — это романтическая повесть-феерия о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать чудо для близкого ему человека. Однако финал произведения показывает, что это далеко не так, а произведение несёт иной, не соответствующий принятому пониманию, глубокий смысл:

«Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны. Часть экипажа как уснула, так и осталась лежать на палубе, поборотая вином Грэя; держались на ногах лишь рулевой да вахтенный, да сидевший на корме с грифом виолончели у подбородка задумчивый и хмельной Циммер. Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…»

Такой финал указывает на явную неопределённость будущего: неуправляемый корабль, предоставленный воле ветра и волн, хозяин которого предаётся радостям любви со своею избранницей, брак с которой даже не узаконил, спящая пьяным сном команда, упившаяся вином, предназначенным Грэю, когда он будет в раю… Всё описание в итоге даёт отличное от желаемого символическое представление, а устоявшиеся традиции в понимании символов заставляют задуматься о смысле предлагаемого праздника, кульминацией которого является появление судна под алыми парусами.

Чтобы понять суть проблемы, рассмотрим основные представления о символизме используемых в финале произведения образов и цвета.

  1. Символика цвета.

Алый или червонный цвет — самый яркий оттенок красного цвета, — цвет крови и, соответственно, цвет жизни.

Означает:

Напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

Красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса (Андрей Белый).

Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…

Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.

Знаки и сигналы — опасность, запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках.

Для многих культур характерно восприятие реальных судов как магического одушевленного существа, о чем свидетельствуют часто встречающиеся штевни с головами различных животных. Но чаще всего символика водного транспортного средства связана с перемещением небесных тел, прежде всего Солнца, а также отправлением умерших в потусторонний мир.

  1. Корабль, как средство переправы умерших в потусторонний мир.

В сюжетах переправы через воды смерти и возвращения в реальный мир душа умершего, как и заходящее Солнце, отправляются в преисподнюю на ладье смерти и возвращаются из преисподней на ладье воскрешения — греческий Харон, индийская Сатья-вати, шумеро-аккадская Ур-шанаби и другие. Иногда «корабль мертвецов» фигурирует в эсхатологических мифах (ср. Нагльфар скандинавской мифологии).

Египтяне захоранивали барки рядом с усыпальницами своих фараонов, чтобы умерший смог вместе с божественным перевозчиком переправиться на круг Запада — в Страну Мертвых.

В древнегреческой мифологии Харон является перевозчиком мертвых по водам подземных рек.

Викинги хоронили погибших воинов в ладьях (миф о боге Бальдре).

Корабль с белыми парусами означал удавшуюся миссию, радость, везение, с чёрными парусами является вестником печали, смерти (миф о Тезее).

  1. Церковь-корабль.

Со времён ранних христианских апологетов и отцов Церкви корабль, уподобленный Ноеву ковчегу — ковчегу спасения, безопасно плавающему в бездне потопа, выступает особым символом Церкви Христовой.

«Жизнь в этом мире подобна бушующему морю, по которому мы должны вести наш корабль в гавань. Если нам удается противостоять искушениям сирен, он приведёт нас к вечной жизни». (Св. Августин).

Св. Амвросий также сравнивает Церковь с кораблём, а крест — с корабельной мачтой.

Теологами Церковь нередко рассматривается как корабль, — «Ладья Петрова», плывущий в порт Спасения. На этом судне Святой Петр выступал в качестве штурмана, отцы Церкви правили веслами, — законами христианской религии, как представители Иисуса Христа, а Матерь Божья — парусами. Чаще всего его мачта имела форму креста, увенчанного голубем, судно также могло покоиться на спине огромной рыбы — ранней аллегории Христа. Тертуллиан олицетворял с кораблём само место богослужения, из-за чего расстояние между колоннами храма стали называть нефами, от лат. navis, то есть, корабль. Храм-корабль сориентированный на север, направляется Св. Николаем через гиперборею, — край сени смертной, туда, где царит движение и покой.

Нередко корабль и ковчег представляют символ сокровенного знания и откровения о грядущем.

  1. Корабль, как образ государства.

«Правитель — это лодка, народ — это вода. Вода несёт лодку, но вода может и опрокинуть её». Сюнь-цзы, III в. до н. э.

«Тот воображаемый корабль отчизны нашей всех нас несёт, и что в нём есть, то и есть» (Из речи иезуита, богослова и политического деятеля Петра Скарги в Сейме Польши).

  1. Корабль, как аллегория в европейском искусстве.

Широкую популярность снискала легенда о «Летучем голландце» — корабле-призраке капитана Ван дер Деккена, обречённого на вечные попытки обогнуть мыс Доброй Надежды в наказание за свое богохульство.

Немецкий учёный и писатель-сатирик Себастиан Брандт написал аллегорическую поэму «Корабль дураков», в которой рассказывалось о корабле, который держит путь в «дурацкий рай». Поэма явилась своеобразной сатирой на глупость, распущенность и различные пороки того времени: пьянство, разврат, продажность законников и деятелей церкви, злонамеренность лекарей-шарлатанов и тому подобное.

Иллюстрацией к этому мотиву послужило полотно Иеронима Босха «Корабль дураков»[5], на котором художник изобразил пьяную компанию на борту судна, включив в неё поющего монаха и монахиню, играющую на лютне.

Нам не известно, знаком ли был автор «Алых парусов» с упоминаемыми выше произведениями Себастиана Брандта и Иеронима Босха, но что бы ни хотел сказать А. Гриневский, мы имеем в своём распоряжении лишь текст его произведения, оставленный без авторского комментария, что вынуждает нас к его свободному символическому прочтению и проведению параллелей, находя связи с устоявшимися символическими толкованиями.

Как видим, стремление привнести в севастопольскую действительность светлый праздник для молодёжи[6] вызывает вопросы и сомнения в однозначности его понимания. Тем более, что для введения, либо организации, а тем более, проведения ритуальных, культовых и обрядовых действий требуется учитывать местные особенности. Важнейшей из таких особенностей является состояние среды обитания, создаваемое и поддерживаемое как предками, так и предшественниками. Этому правилу строго следуют институты ортодоксальных церквей, в том числе и православной, понимающие под средой обитания духовное состояние. На это качество указывает и Квебекская декларация по сохранению духа места[7], а также принятый в РФ ГОСТ Р 56891.4-2016 «Сохранение объектов культурного наследия». Это состояние обусловлено географическими, геологическими, климатическими особенностями самого места, наличием аномальных зон, а также деятельностью человека. Но приведённые документы не учитывают важной и основной особенности Севастополя — представление интересов России со времён его основания. Именно поэтому Севастополь был и остаётся центром решения ключевых проблем и споров, возникающих между Европой и государством Российским. На земле Севастополя, в его бухтах и на море происходили масштабные сражения, и всё это пространство становилось полем боя. Более миллиона человек, — воины и мирные жители, закончили здесь свои жизни, пролив свою кровь в этом месте за идею — отстоять Севастополь во что бы то ни стало! Многие из них до сих пор не захоронены и ожидают нашего участия. Какие же смыслы у севастопольской земли?

Согласно библейскому представлению, земля политая кровью — проклятая земля[8], по идейным соображениям объявляемая святой, что вносит ограничения на землепользование. Не сложно представить научное обоснование такому видению вопроса, но это не является предметом нашего рассмотрения.

Другой стороной представления о духе места будет установленная традиция. Прежде всего, следует вспомнить о торжественном обещании, данном жителями Севастополя в годовщину 50-летия обороны города, при открытии мемориала на Приморском бульваре, у Еранцевского сада, юбилей которого мы отмечали недавно. Речь шла о запрете организации и проведения торговых и увеселительных мероприятий на местах пролития крови: Малаховом кургане, бастионах, Историческом и Приморском бульварах. Впоследствии добавился ещё ряд мест, перечисление которых займёт много места, поскольку речь идёт практически обо всех территориях, где велись бои, а также местах расстрела, повешения и утопления людей во времена восстаний, Гражданской и Великой отечественной войн, в период «красного террора». При этом остаются коренные жители, — носителей духа места, которых на момент освобождения города в мае 1944 года, оставалось не более 4,5 тысяч человек.

К слову, из этого отнюдь не следует, что в городе возможны только траурные мероприятия, а веселью и празднику нет никакого места: просто праздник должен органично вписываться духовную среду, основываясь на устоявшихся традициях.

Севастополь имеет свою богатую историю и культурные традиции, а потому попытка превратить город-герой в придуманную Гриневским страну разрушает его устоявшийся образ. И это далеко не первая попытка изменить восприятие города его жителями, вмешаться в его, так называемый, «культурный код»[9]. По всей видимости, причина кроется в ротации населения, свойственной воинскому гарнизону, и отсутствию у вновь прибывших представления о предназначении города, его богатой истории, о высоком и трагическом духе этого места. А потому, прежде чем поднимать вопрос о городских праздниках, следует определиться в том, является ли Севастополь городом студентов, центром научной жизни, курортом, порто-франко, или свободной экономической зоной, а значит — торговым портом и городом, или остаётся военно-морской базой, либо сочетает в себе все эти, как и многие другие качества и характеристики.

Если рассматривать образовательный потенциал места, высоко ценимый ещё в Российской империи, следует вспомнить о создании мощной учебной базы, не только сохранённой, но и развивавшейся в советское время. В таком случае уместно говорить о патриотическом воспитании кадров, готовых служить своему народу, кузницей которых может стать город. Следует, прежде всего, помнить о подвиге экипажа брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского, принявшего 14 мая 1829 года неравный бой с двумя турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем», десятикратно превосходившими бриг в количестве орудий, — подвига, остающегося одним из самых выдающихся в истории морских сражений. Но завещанное нам воссоздание брига с возможностью использовать его не только на парадах и в праздниках, но, прежде всего, в качестве реального музея и действующего учебного судна, всё никак не может состояться, несмотря на многочисленные инициативы энтузиастов, способных исполнить завет, которые не находят поддержки у «лиц принимающих решения».

При всём разнообразии тем для общегородских праздников и других мероприятий, надо соблюдать соответствие их содержания историческим событиям с учётом всех приведённых выше факторов. В этой работе немалым подспорьем станет севастопольский календарь событий и праздников, для создания которого следует привлечь широкий круг высококвалифицированных специалистов, причём не только историков. Главной задачей организаторов станет определение символов и традиций, свойственных этому месту, а также категорический запрет на чуждые символы и традиции. Потому что идейное и культовое противоречие «тематики мероприятий» севастопольскому духу места ведёт не только к нарушению морально-этических норм и правил, пока не прописанных, и воспринимаемых как нечто воображаемое, не ставших обязательными, но и к прямому нарушению законов Природы, что влечёт за собой катастрофические последствия. Причём масштаб катастрофы и сроки её наступления, прямо пропорциональны глубине противоречия и размаху мероприятий. А за глупость организаторов платить придётся всем: им самим, и гостям, и городским жителям. Вопрос в том — кому, и какую цену, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Но главное состоит в том, что символ, обряд и традиция — это не досужие развлечения, или пережитки прошлого. Прежде всего, это наследие предков и мощное средство культурно-исторической самоидентификации, делающих нас гражданами, дающее нам право на городскую символику — герб, флаг и гимн, как и право называть себя севастопольцами.

Член Экспертного совета Геральдической комиссии при Губернаторе гфз Севастополя, международный эксперт по теоретическим основам символизма, религиовед,

М. В. Баканов

Член Экспертного совета Геральдической комиссии при Губернаторе гфз Севастополя, дизайнер

И. А. Жидков

[1] Памятники Севастополя: проблема осмысления. Слава Севастополя. Электронный ресурс.  Ссылка>>

Севастопольцы пытаются не допустить возможной профанации при разработке медали имени Даши Севастопольской. ОД «5 Оборона Севастополя». Электронный ресурс.  Ссылка>>

Ни один из представленных эскизов Медали имени Даши Севастопольской не удовлетворяет условиям поставленной задачи. ОД «5 Оборона Севастополя». Электронный ресурс.  Ссылка>>

[2] Рейнгольд Глиэр «Гимн Великому Городу» 20.05.2018 Оркестр Филармонии, Евгений Хохлов. Youtube. Электронный ресурс.  Ссылка>>

[3] Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство — 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.

[4] Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.

[5] Корабль дураков (картина Босха). Материал из Википедии — свободной энциклопедии Электронный ресурс. Ссылка>>

[6] Фрегат «Херсонес» в Севастополе оснастят алыми парусами. ForPost — sevastopol.SU Севастопольский новостной портал Электронный ресурс. Ссылка>>

[7] Квебекская декларация по сохранению духа места. Электронный ресурс. Ссылка>>

Дух места. Электронный ресурс. Ссылка>>

[8]  Быт.4:11

[9] Культурный код. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Электронный ресурс.  Ссылка>>

Комментарии ОД “5 Оборона Севастополя”:

Мы уже даже и не представляем, как еще более корректно и аргументированно нужно призывать «лиц принимающих решения», учесть доводы и предложения севастопольцев в формировании внутренней политики города Севастополя в вопросах сохранения аутентичности его культурно-исторической среды, как необходимого условия патриотического воспитания будущих поколений  России…

От себя напомним, как выглядели “Алые Паруса” в Севастополе на фестивале в 2019 году.

По предоставленным материалам,
от имени ОД “5 Оборона Севастополя”
Дивергент 

Вас может заинтересовать

19 апреля – День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

Divergent

«ЛизаАлерт» Крым: бесследно исчез 37-летний житель Севастополя

Divergent

Штормовое предупреждение по Республике Крым на 17 апреля 2024 года

Divergent