Напомню, что 18 октября в Сочи на заседании 15-го Международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент России Владимир Путин, называя условие, при котором Россия может применить ядерное оружие, заявил: «Потенциальный агрессор должен знать – возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. А мы, жертвы агрессии, мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют».
По-разному отреагировали на это социальные сети, в том числе такие известные персоны как радикальный оппозиционер к ныне действующей власти Алексей Навальный (несмотря на майские указы, определяющие цели развития России до 2024 года, якобы «Президент России уже гарантирует попадание в рай»), бард Андрей Макаревич (написал песню «зачем нам мир, если есть рай»), рок-музыкант Сергей Шнуров (сотворил в цветах привычной нецензурной лексики стихотворную речь о рае) и многие другие «деятели» с подобными им взглядами. Возможно, некоторые терялись в якобы тайном смысле президентских слов о рае…
В словах Владимира Путина о россиянах-мучениках и рае совсем другой смысл. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пояснил, что речь в заявлении шла не о том, кто куда попадёт. Суть заключается в том, что Россия никогда не нанесёт превентивный ядерный удар. «У нас в доктрине записано, что если – вариант один – на нас нападут с использованием ядерного оружия и – вариант второй – на нас нападут так, что само существование нашего государства окажется под угрозой, Россия считает себя вправе использовать ядерное оружие, – привело слова Дмитрия Пескова РИА Новости. «Это было главным, всё остальное – аллегория», добавил представитель Кремля. Очевидно, что Россия не может стать инициатором ядерной войны.
Если для многих тайный смысл слов Владимира Путина о рае раскрыт или же понятен, конкретен и лаконичен, то возможно для некоторых возымело эффект собственных аллегорий. Исключительно. Субъективно. Так, на биллбордах и ситилайтах улиц города-героя Севастополя, за инициативой созданного менее 4- месяцев назад
[images_grid auto_slide=”no” auto_duration=”1″ cols=”four” lightbox=”yes” source=”media: 113823,113824,113825,113826″][/images_grid]
Вероятно, в этой рекламе присутствует тайный смысл, который неким автором, возможно видящим в себе ангелоподобную андрогинность (как бы он не вошёл в роль слишком сильно…), более не раскрывается. А наблюдающими в осеннем полумраке со стороны воспринимается по-разному и скорее с вопросительной интонацией и предположениями… Не устаю удивляться тому, как чудесно рано или поздно подбираются в Севастополе люди – не единомышленники, а чётко улавливающие то, что нужно. Как бы настроенные на одну радиоволну. Которые считают, что обладают единственным в мире ключом к счастью (…) и делают именно то, что я хочу увидеть. Именно так, как мы хотим увидеть. На мой взгляд, данная реклама напоминает солёное озеро в пустыне, где внутри горько, жарко и пусто. И никакого движения. И полнейшее молчание. Это коротко, если говорить об эмоциях, сохраняя при этом змеиное спокойствие.
С другой стороны – как оправдательная оперативная версия. Если учитывать основной вид деятельности коммерческой структуры в виде концертно-продюсерского центра: «деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс» и совместить данную рекламу, то не следует исключать в дальнейшем продажи ею билетов в «рай» в целях обеспечения прорыва в познании севастопольцами его социальной действительности. Видимо, по той же западной аналогии, связанной с колонизацией Луны и Марса, когда билет в один конец. Но отнесусь к этому философски: «Лучше я поеду автостопом в амазонскую сельву, где бразильских лесов малярийный туман, чем полечу в рай».
И в заключение хотел бы поразмышлять несколько о другом, на прозаичную тему, связанную с этим «рекламным проектом». Подобное рекламное «искусство» я бы соотнёс к так называемому новому театральному направлению – «визуальный театр». В самой реальности такой существует. Тип театра, который разговаривает с публикой не столько словами, сколько визуальными образами. Это может быть очень по-разному, как смешение жанров. Это может быть на границе, например, драмы с танцем, с пластическим театром, с цирком, с какими-то видео – и медиа современным искусством, с куклами, буквально с чем угодно. В нашем случае мы видим театральную афишу с цирком драматических рассуждений о «рае». Вот только чем же руководствовался автор в оформлении проекта при выборе цвета заливки?
Как видно, преимущественно основной цвет – чёрный. Для чего это важно? Возможно, кто-то скажет, что чёрный цвет выбран по месту сюжетной линии проекта – Причерноморье/Чёрное море, но маловероятно. Профессионалы ответят, что в рекламном бизнесе условно выделяют «богатые» цвета: красный, белый, золотой, синий, чёрный. Этим цветам отдают предпочтение при оформлении товаров элитного сегмента. Но опять же, это маловероятно, так как рай не является товаром элитного сегмента… Взвесив все «за» и «против», почему-то я больше склонен считать выбор чёрного цвета связан с психологией личности. Известна оценка личности за счёт выбора цвета в цветопсихологических тестах Макса Люшера, где чёрный и нулевой цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. А соотношение чёрного к белому характеризует общее настроение: оппозиционность-позыв-жажда перемен, когда лицо не может более выносить ситуацию, которую воспринимает как парализующую все возможности, хочет во что бы то ни стало быстро и решительно устранить неприятные обстоятельства и добиться радикального разрешения всех проблем. Тут без вариантов, конечно. И крайнее… Вновь. И вновь. За Севастополь у кого-то болит сердце?… Не по факту того, что надо, а просто так?…
Военный эксперт полковник запаса
Сергей Балабанов