5 ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ
Новости Севастополя по фактам журналистских расследованийВажное

“Хотели как лучше, а получилось как всегда…”  – севастопольские геральдисты о медали имени Даши Севастопольской

Невзирая на опубликованную критику эскиза медали имени Даши Севастопольской, руководство города-героя Севастополя учредило данный знак отличия в, практически, неизменённом виде. Данное решение было утверждено депутатами Заксобрания. А её статут закреплён Указом Губернатора гфз Севастополя от 7 октября 2020 года № 79-УГ «О медали имени Даши Севастопольской».

Отметим, что данное изделие не прошло соответствующих такому мероприятию экспертизы и регистрации, как минимум, в Общероссийском Совете по общественным наградам в соответствии с Указами Президента Российской Федерации и методическими рекомендациями Геральдического Совета при Президенте Р Ф. А без соблюдения этих процедур, награда не может быть внесена в Единый общероссийский реестр общественных наград и награждений. Таким образом, вопреки высказанным намерениям, остаётся региональной наградой, учреждаемыми законодательно на уровне субъектов Российской Федерации — России и используемые главами субъектов для награждения граждан России и других государств за заслуги перед соответствующими субъектами (республиками, областями, краями, автономными округами) Российской Федерации.

Такое решение носит ярко выраженный патриотический характер, имея целью и формирование, и распространение образа Севастополя, созданного в культурной памяти народов мира, имеющего устоявшуюся форму, как образ неприступной крепости, города русской славы, а также форпоста СССР на Черном море. Геополитическое положение Крымского полуострова, и в частности Севастополя, превращает этот регион в «яблоко раздора» на международной арене и способствует героизации исторических событий, связанных с нашим городом, в культурной памяти всего русского общества.
Возведение крепости Севастополь Екатериной II в конце XVIII в. отвечало задачам внешней политики Российской империи по укреплению южных рубежей и созданию Черноморского флота, а также активизации международной торговли в средиземноморском бассейне. С одной стороны, для России открывался путь в Европу, что резко возвышало ее престиж, а с другой стороны, обострялись противоречия с ведущими мировыми державами. Причем аналогичная борьба за гегемонию продолжается и до настоящего времени.

Эксцентрический город расположен «на краю» культурного пространства: на берегу моря, в устье реки. Этот город создан вопреки природе и находится в борьбе с нею. «Вокруг имени такого города будут концентрироваться эсхатологические мифы, предсказания гибели, идея обреченности и торжества стихий будет неотделима от этого цикла городской мифологии», — считал отечественный исследователь культуры Ю. М. Лотман и подразумевал в первую очередь Петербург .

Аналогичная характеристика вполне применима и к Севастополю. Этот город как пространство и как имя был предназначен самой историей для бурных событий, как «город, достойный поклонения», «величественный» и «легендарный» .

Не единожды говорилось о значимости символов, об их неразрывной связи с историческими, культурными и патриотическими традициями, в нашем случае, всего российского народа, как проживающего на территории современной Российской Федерации, так и в эмигрантских диаспорах, расположенных по всему миру, остающимися русскими, гордящиеся историей своей великой родины. В различных публикациях, посвящённых символам, нами поднимался вопрос о наличии специального символического языка, не только понятного специалистами, но и воспринимаемого интуитивно каждым живым существом. Также, указывалось на то, что данным направлением занимаются вспомогательные научные дисциплины, из чего следует, что небрежение принятыми правилами семантики, или семасиологии, символики и семиотики ведёт к непредсказуемому результату. Тем не менее, депутаты тут же решили обратиться в Комиссию при Президенте РФ по государственным наградам, чтобы медали Даши Севастопольской присвоили федеральный статус .

Учитывая стремление к приданию награде столь высокого статуса, повторим, что данное изделие должно не только конкурировать с медалью имени Флоренс Найтингейл, но и превосходить её как внешним видом, так и смысловым наполнением, о чем упоминалось ранее . И если Ф. Найтингейл приезжала к мужу, принимавшему непосредственное участие в Крымской кампании, то Дарья Лаврентьевна Михайлова продала всё своё имущество, не считаясь с возможным осуждением, отправилась на передовую, чтобы облегчать страдания раненых. Став одной из первых военных сестёр милосердия, она, по мнению Н. И. Пирогова, стоит в ряду всемирно знаменитых подвижниц.
Однако, в случае с медалью имени Даши Севастопольской, возникает анекдотическая ситуация из жизни популярной телевизионной программы «Поле чудес», когда участник игры отгадал все буквы, но не смог назвать слово .

Общий вид медали представлен следующим изображением:

Удивляет, что вместо профиля 18-ти летней девушки, изображено лицо женщины, которая явно старше тридцати. Недоумение вызывают и другие элементы, предназначенные для передачи основного смысла награды.
1. Бант медали выполнен в цветах католической монашеской конгрегации «Сёстры — миссионерки любви», основанной Матерью Терезой в 1948 году в Калькутте, Индия . Именно так его воспринимают католики.
2. Голубь символизирует:
– Святой Дух;
– вестник, например, согласно одному из переводов, принесший в клюве Ною оливковую веточку (масличный лист), как знак отступления вод Потопа и утверждения Завета между Богом и человеком, что до конца дней потоп не повторится;
– души умерших, и устойчиво ассоциируются с погребальными культами;
– мягкость характера, доброта, кротость, нежность;
– невинность, непорочность, чистота;
– набожность, надежда, безмятежность, уверенность;
– жертвенность, покорность судьбе и прочая.
3. Лавровые венки и ветви были связанной с культом Юпитера и Аполлона и ассоциировалось с мужественностью, волей к победе и власти.

Согласно мифу, Дафна, которую повсюду преследовал влюбленный в неё Аполлон, чтобы избежать бесчестия упросила своего отца превратить её в лавровый куст. С тех пор лавр превратился в любимое растение Аполлона.
Поскольку Аполлон считался покровителем поэтов, актеров и музыкантов, победителей соревнований в литературном изяществе издревле награждали лавровыми венками как символом подлинного таланта.

Двусмысленный серый цвет означает бессилие и подавленность, но также эгоизм, отказ от обязательств, нарциссизм. А также отречение, смирение, меланхолию, безразличие. В иудейской традиции его связывали с мудростью зрелого возраста. Как цвет праха, он иногда ассоциируется со смертью и трауром. В христианских религиозных общинах символизирует отречение.

Всё перечисленное выше не позволяет установить ассоциативные связи ни с образом, ни с подвигом нашей героини. Эти связи, по мнению автора эскиза, определяются пояснительными надписями — легендой. Таким образом, чтобы понять, кому, или какому событию посвящена сама награда, необходимо прочитать легенду, что не всегда возможно.

Нас не удивляет отсутствие какого-либо внимания властей предержащих к предыдущим публикациям потому, что такой же была реакция и на письмо Председателя Геральдического совета при Президенте Российской Федерации — государственного герольдмейстера; специалиста по истории русской культуры, военной истории и геральдике, доктора исторических наук, заместителя директора Государственного Эрмитажа по научной работе Вилинбахова Георгия Вадимовича, в ответ на запрос о гербе Севастополя.
Как следует из ответа Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 31 июля 2014 г. на № 2613/20-01/214 от 03.06.2014 по вопросу государственной регистрации ныне действующего герба Севастополя:

«Что касается второго представленного проекта, которым предлагается переутвердить ныне существующие герб и флаг Севастополя, то, к сожалению, этот проект не может вызвать ничего, кроме критики. С точки зрения геральдической грамоты он представляет собой парад едва ли ни всех возможных ошибок (что, в прочем, характерно для подавляющего большинства гербов, создававшихся в городах СССР в 1960-80-х гг.). Так, тонкая золотая кайма, обводящая гербовый щит, совершенно неуместна (как правило, она прочитывается как знак ущербности, неполноценности; в городских гербах нередко обозначает утрату самостоятельности, поглощённость, завоёванность, лишение городского статуса).

Не соблюдены элементарные правила применения геральдических цветов (золото наложено на серебро), из трёх фигур герба две — памятник (конкретное архитектурное сооружение) и медаль принадлежат к числу негеральдических — то есть таких, которые не принято использовать в гербовых щитах. Лавровая ветвь, замыкающая композицию, является традиционным символом окончания, финального достижения — и, появляясь в гербе, говорит о завершённости и исчерпанности истории Севастополя, что, конечно, совершенно не соответствует действительности».

То есть, действующий герб города-героя указывает на отсутствие самостоятельности, или, цитируя государственного герольдмейстера, на его завоёванность! Именно так прочитывается действующий герб в европейских странах, где геральдические традиции не прерывались со времён возникновения геральдики, а геральдическая грамотность довольно высока!

Подобное положение дел просто недопустимо. Да, нельзя объять необъятное, и для полноценного решения вопросов существуют, либо создаются, в случае отсутствия, экспертные советы. Но прямое небрежение мнением специалистов имеет совершенно иной подтекст, который далеко не в пользу лиц, принимающих решения. Добавляет горечи тот факт, что для внедрения явно неприемлемой с точки зрения медальерики, награды, использован материальный фактор. А стоит за этим некомпетентность, преступная халатность, или злой умысел, должны установить наделённые такими полномочиями органы. Оставление поднятых вопросов без решения наносит прямое оскорбление памяти героев Севастополя, его гражданам и носит признаки глумления над историей всего российского народа.

 

Международный эксперт по теоретическим основам символизма,
член Экспертного совета Геральдической комиссии при Губернаторе гфз. Севастополя.
Баканов Михаил Владимирович».

[1] http://sevastopol.press/2020/07/08/v-perechne-nagrad-mestnogo-znachenia-pojavilas-medal-dashi-sevastopolskoj/

[1] См. выше, по ссылке 1.

[1] Письмо Н. И. Пирогова из Вишни 27 февраля 1876 г к Э. Ф. Раден. О Крестовоздвиженской общине

[1]  Описание медали взято из Указа Губернатора гфз Севастополя от 7 октября 2020 года № 79-УГ «О медали имени Даши Севастопольской».

[1] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Sisters_of_Charity.jpg

По предоставленным материалам,
от имени ОД “5 Оборона Севастополя”
Дивергент

Статьи по теме: 

Почему Геральдический совет при Президенте против предложенного правительством Севастополя герба города

Вас может заинтересовать

19 апреля – День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

Divergent

«ЛизаАлерт» Крым: бесследно исчез 37-летний житель Севастополя

Divergent

Штормовое предупреждение по Республике Крым на 17 апреля 2024 года

Divergent