Греческий журналист Димитрис Аликакос, который раскрыл тайну происхождения Благодатного огня, был полностью оправдан судом Афин. Суд вынес решение 29 марта.
В 2018 году Димитрис Аликакос поехал в Иерусалим, чтобы исследовать древний ритуал схождения Благодатного огня. На месте Аликакос взял интервью у нескольких священников, в том числе у отвечающего за ритуальные предметы — несущие Благодатный огонь свечи — храма Гроба Господня архиепископа Исидора. Архиепископ в разговоре в журналистом рассказал, что огонь зажигают с помощью зажигалки. Интервью вошло в книгу Аликасоса «Искупление. Дело о Благодатном огне», вышедшую в 2019 году. Ниже мы приводим фрагмент из этой книги:
“Я хочу у вас спросить: вы заходите внутрь, зажигаете лампаду над Гробом Господним, а потом выходите для того, чтобы Патриарх нашел ее уже зажженной? Это так или нет?
— Да, это так.
— Вы также зажигаете и лампаду монахов-хранителей Гроба Господня?
— Да, там есть две лампады. Первую приносит главный ризничий, и есть еще одна лампада.
— И еще одна, которую вы также зажигаете?
— Да, и ее тоже.”
Точное название книги Димитриса Аликакоса – “Λύτρωση: Περί του Αγίου Φωτός”, что в переводе с греческого означает “Искупление:
В этой книге Аликакос проводит исследование, связанное с Благодатным огнем, который ежегодно появляется в Храме Гроба Господня в Иерусалиме во время празднования Пасхи. Он задает важные вопросы – когда, где, как, кто и почему – и дает на них четкие и полностью обоснованные ответы. Эти ответы не являются просто мнениями, добавленными к уже существующим, они основаны на систематической и точной проверке фактов и на многократных контактах с участниками чуда, которое имеет
Аликакос не действует с высокомерием критика. Он уважает и ценит, но предпочитает горькую правду сладкой и очень популярной лжи. Его исследование завораживает читателя и в то же время разочаровывает служителей регулярного чуда в Иерусалиме, которые понимают веру как суеверие.
Примечание: В контексте Благодатного огня, который является чудесным явлением в виде пламени, использование слова “огонь” может быть более точным. Однако, в контексте названия книги, “свет” может быть использован в более метафорическом смысле, относящемся к “прозрению” или “пониманию”. Таким образом, точный перевод названия книги Димитриса Аликакоса будет зависеть от контекста и выбранной интерпретации. Оба варианта “Искупление: Дело о Благодатном огне” и “Искупление: О Святом Свете” могут быть приемлемы. Важно отметить, что окончательный выбор перевода остается за переводчиком и может зависеть от его личной интерпретации и стилистических предпочтений.
Таким образом, история с Благодатным огнем получила новый оборот, и теперь вопрос о его происхождении становится предметом общественного обсуждения.
На протяжении веков православный мир утверждал, что Благодатный огонь чудесным образом зажигается в присутствии Греческого Православного Патриарха Иерусалима в Храме Гроба Господня в Великую Субботу, за день до православной Пасхи.
Церковь почитается как место, где похоронен Иисус.
Петрос Панайотопулос, адъюнкт-профессор кафедры теологии Университета Аристотеля в Салониках, сказал BIRN, что научная истина этого вопроса является спорной.
«Вопрос об истине — предмет весьма дискуссионный; Конечно, верующие должны знать правду, но я думаю, что мы должны признать аспекты правды и ее последствия», — сказал Панайотопулос.
Он описал специфическую ситуацию, связанную с тем, что называется истиной – «специфической потребностью людей в факте, который имеет свое весомое значение, это тоже аспект истины».
«Мы в Греции можем позволить себе роскошь говорить о мошенничестве, обмане и т.д. Люди там [в Иерусалиме] не могут позволить себе такую роскошь; Они борются и нуждаются в том, чтобы подчеркнуть свою идентичность. Их проблемы носят более экзистенциальный характер. Есть момент, когда религия встречается с геополитикой. Это вопрос существования”, –
Детали судебного дела
Судебное дело началось после того, как Иерусалимский патриархат и два архиепископа, Исидор и Аристарх, обвинили Димитриса Аликакоса в клевете, нарушении конфиденциальности устных разговоров и нарушении персональных данных в связи с его книгой.
Аликакос предстал перед судом по
Аликакос обвинялся в том, что он распространял ложные сведения и незаконно получил показания священников, не соблюдая журналистские нормы. Однако Аликакос опроверг эти утверждения, опубликовав видео, на котором архиепископ Исидор признает, что зажигает Благодатный огонь, входя в Храм Гроба Господня до прихода Патриарха.
Книга Аликакоса содержит свидетельства, в которых архиепископы якобы признавали, что Благодатный огонь зажигается обычной зажигалкой и не является чудом.
Церемония, во время которой Патриарх Иерусалимский выходит из храма с зажженной свечой, происходит каждую православную Пасху и символизирует воскресение Христово.
«Истцы пытались скрыть правду. Я испытываю большую радость и удовлетворение от того, что сегодня в суде были заслушаны их видеосвидетельства, где они признаются, что Благодатный огонь зажигается естественным образом [то есть обычно, а не чудесным образом]», — сказал Аликакос BIRN.
Истцы, помимо уголовного производства, также подали гражданский иск против журналиста и его издательства, требуя несколько сотен евро. Суд отказал в удовлетворении их требований.
В иске подчеркивается, что в результате публикации книги многие православные верующие все больше сомневаются в своих священниках. Аликакос, среди прочего, обвиняется в том, что притворялся верным туристом и обманным путем получал справки от священнослужителей, которые не знали, что он пишет книгу.
Архиепископ Исидор, хранитель и настоятель храма Гроба Господня в Иерусалиме, также подал апелляцию в суд против компании «Google Ireland Ltd», требуя, чтобы она удалила с YouTube скандальное
По словам архиепископа, видео «оскорбляет его честь и репутацию» и «было обнародовано без его согласия». Однако в 2022 году суд первой инстанции Афин постановил, что видео было снято с его согласия.
После почти пяти лет судебных разбирательств и трех отложений, Аликакос был оправдан по трем обвинениям: клевете, нарушении конфиденциальности устных разговоров и нарушении персональных данных. Судебный процесс начался 20 марта 2024 года, но был отложен после первого дня слушаний. Он возобновился 29 марта 2024 года и в итоге привел к единогласному решению в пользу Аликакоса.
Таким образом, история с Благодатным огнем получила новый оборот, и теперь вопрос о его происхождении становится предметом общественного обсуждения.
После оправдания Димитриса Аликакоса судом, архиепископы Исидор и Аристарх, которые были упомянуты в книге и подали иск против Аликакоса,
“Это была самая сложная работа по проверке фактов в моей карьере – опровержение утверждения одиннадцативековой давности, широко распространявшегося среди миллионов людей. Мое расследование было направлено не на опровержение религиозных убеждений, а на утверждение, распространяемое через официальный сайт Иерусалимского патриархата, о том, что Священный огонь ежегодно зажигается чудесным образом. Мне удалось убедительно доказать его естественное, инициированное человеком происхождение. Греческие судебные органы
Это заявление подчеркивает, что целью Аликакоса было исследование фактов, а не опровержение религиозных убеждений.
Источник: беседа с ИИ Bing, 04.05.2024
Вот что по поводу влияние раскрытия тайны Благодатного огня на общество думает искусственный интеллект с которым мы пообщались:
“В качестве искусственного интеллекта, я не имею собственного мнения. Однако, я могу предложить анализ на основе доступной информации.
Раскрытие тайны Благодатного огня может иметь значительное влияние на общество, особенно на тех, кто верит в его чудесное происхождение. Это может вызвать пересмотр некоторых убеждений и традиций, что, в свою очередь, может привести к изменению восприятия религии и веры в общем.
С другой стороны, это также может способствовать распространению критического мышления и научного подхода к религиозным явлениям. Это может привести к тому, что люди будут больше полагаться на факты и доказательства, а не на веру.
Однако, важно отметить, что вера является личным выбором каждого человека, и для многих людей она не зависит от научных доказательств или отсутствия таковых. Поэтому, несмотря на раскрытие этой информации, многие люди могут продолжать верить в чудесное происхождение Благодатного огня.
В любом случае, это событие может стать поводом для общественного диалога и дискуссий, что может способствовать развитию общества и культуры. В конечном итоге, влияние этого события будет зависеть от того, как общество воспримет и интерпретирует эту информацию.”