Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет… Мир, в котором проходят наши будни, далеко не такой красивый, как на картинках в интернете.
Человеческое воображение способно создавать миры куда более чарующие и невероятные, и именно такие мы видим в анимационных лентах. Но возникает ощущение, что только относительно недавно создатели мультипликационных фильмов и сериалов стали понимать, насколько безграничны их творческие возможности. Так, второй и заключительный сезон сериала "Аркейн", последние серии которого вышли в конце ноября, продолжает демонстрировать смелый и экспериментаторский подход в анимации, гармонично добавляя в и без того отличную от стандартов рисовку элементы других стилей и совершенствуя качество изображения. Вторая часть саги по мотивам компьютерной игры "Лига Легенд" от студии Riot Games уже покорила чарты Netflix и снискала восторженные отзывы критиков и зрителей, которые отмечали не только захватывающий сюжет и интересное развитие персонажей, но и безупречную визуальную составляющую. Разбираемся на примере нашумевшей новинки, в чем выражается революция в мире анимации и как это влияет на индустрию в целом.
Стоит отметить, что драматургический потенциал мейнстримной мультипликации стали признавать лишь ближе к XXI веку. Так, отдельная номинация "Оскара" за лучший полнометражный анимационный фильм появилась только в 2002 году – с серьезным отрывом самая "молодая" категория. И примерно к началу нового столетия на авансцену мира мультипликации стремительно ворвалась студия Pixar. Она задала не только высокую сюжетную планку, но и сделала свой стиль стандартом в анимации на несколько десятилетий. И если с точки зрения историй многие проекты Pixar были небанальными, трогательными и по-настоящему смелыми, то с точки зрения анимации их стиль ограничивает себя. Если посмотреть, например, оскароносные "Суперсемейку" и "Вверх", то да, есть броские и запоминающиеся образы героев, но деревья, здания на фоне, шероховатости на одежде – все как будто и не нарисовано. Довести такую погоню за реализмом до абсурда – и получится "живой" ремейк "Короля льва" 2019 года, где все нарисовано, но все предельно как в живом мире, и смотрится это… скучно.
Поэтому аниматоры французской студии Fortiche, которая отвечала за рисовку обоих сезонов "Аркейна", использовали более новаторский подход: готовые кадры с 3D моделями персонажей обрабатывались в 2D-формате. Вручную добавлялись текстура, дым, вода, огонь, рисовался фон действия и нюансы движений и выражений лиц персонажей. Из-за этого чуть ли не каждый кадр сериала достоин того, чтобы его поставили в рамочку как картину.
Плюс ко всему с момента выпуска первого сезона количество сотрудников Fortiche выросло более чем на 50 человек, а технические возможности серьезно расширились. В процессе анимации на одного персонажа приходилось в среднем по 300-400 контролеров (прим. – инструменты анимационной программы), и каждый отвечал за свою часть тела или одежды, что дало поразительную детализацию. Благодаря этому движения нарисованных героев получились очень правдоподобными, а их эмоции – предельно человеческими, и значит, они еще больше вызывают понимание и сопереживание зрителя. При этом анимация окружающего их мира напоминала, что мы все еще находимся в стим-панковом мире магического "Аркейна".
Отдельно стоит упомянуть игру со стилями, которую создатели грамотно вплетали в повествование. Например, одиночество стоящей в центре героини подчеркивается тем, что большая часть обстановки выполнена в черно-белом спектре.
Для изображения ряда флэшбэков аниматоры решили нарисовать полностью вручную целые эпизоды – с пониженной частотой кадров и более светлыми оттенками красок, что подкрепляло ощущение далеких, теплых воспоминаний, усиливало контраст между мирным, беззаботным прошлым и полным боли потерь настоящим.
Сами по себе такие приемы не новы, они и раньше встречались в короткометражных анимационных фильмах. Но чтобы такое смелое, органичное сочетание стилей, употребление каждого из которых обусловлено животрепещущей историей, с поразительным качеством картинки, да еще и в произведении, рассчитанном на большую аудиторию – с этой точки зрения сложно представить что-то, что может сравниться со вторым сезоном "Аркейна". И, судя по количеству просмотров и оценкам (100% рейтинг одобрения на Rotten Tomatoes), такая смелость нравится и зрителям, и критикам. А это значит, что гегемонии Pixar в индустрии мультипликации пришел конец, мир массовой анимации сейчас на новой стадии эволюции и ее флагманы – это именно такие проекты, как "Аркейн". Они как никто другой вправе называть себя громким словом "искусство".